Гаргульи Парижа
Гаргульи являются образцом готического периода средневекового европейского искусства. Несмотря на свою оригинальную форму, гаргулья имеет вполне функциональное значение. В архитектуре этим словом обозначают каменный или металлический выпуск водосточного желоба, предназначенный для отвода дождя от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли. В большинстве случаев данные конструкции оформляли в виде гротескного демонического персонажа. Гаргулья, состоящая из желоба и крышки, может быть достаточно крупной и собирать большой объем воды с крыши, однако большинство фигур отличаются небольшой и изящной формой. В XX веке словом «гаргулья» стали называть не конструкцию желоба, а саму фигуру. Это произошло после их массового использования в литературе и кинематографе. Наличие демонических фигур на фасадах христианских храмов всегда вызывало немало споров и порождало немало легенд. Их точное значение неизвестно. В разные годы гаргульям приписывали множество ролей — от «прирученных» тварей, охраняющих собор, до комических персонажей, позволяющих с улыбкой взглянуть на страх. Некоторые же считали, что фигуры, пусть и не упомянутые в Ветхом Завете и Евангелии, являются примером многообразия творения. Более поздние гаргульи, возвышающиеся на соборах XIX века, без сомнения демонстрировали людям примеры современных страхов и проблем эволюции. Одной из самых популярных и вероятных версий является мнение о том, что гаргульи выступают напоминанием о первородном грехе. Фантастическая тварь в красивом и величественном соборе олицетворяет собой змея-искусителя. Она напоминает о бдительности и вторит словам святого Петра: «Не будьте легкомысленны и беспечны. Противник ваш Дьявол ходит как лев рыкающий, ищет, кого поглотить». Тем самым гаргульи и различные химеры могли служить для противопоставления демонического и божественного.